Стоквартирный дом (1932 – 1937)
Адрес: Красный проспект, 16. . Архитекторы:А.Д. Крячков и В.С. Масленников. Проект дома в 1937 году был удостоен золотой медали и гран-при на «Международной выставки искусств и техники» в Париже.
Дом был возведен как жилой для руководящего звена облисполкома. Первые этажи были отданы под объекты соцкультбыта, остальные были жилыми помещениями. Ориентировочно здание предлагалось в 5-8 этажей, с лифтами, с «высотой помещений не менее трех метров», с применением для внешней отделки главных фасадов штукатурки «под мраморную крошку». Число и размеры квартир в этом доме: десять — пятикомнатных с жилой площадью 81 м2, тридцать — четырёхкомнатных с жилой площадью в 72 м2, сорок—трёхкомнатных площадью в 54 м2, двадцать — двухкомнатных площадью в 27 м2. Дом был запроектирован с тщательно продуманным набором жилых и подсобных помещений в квартирах, с хорошими пропорциями комнат, хорошей ориентацией и инсоляцией комнат. Здесь планировалось использовать лифты, которые в Новосибирске впервые появились в 1932 году в здании Крайисполкома.
Для усиления звукоизоляции и защиты жилого дома от выхлопных газов и шума от городского транспорта он был отодвинут на несколько десятков метров от красной линии Красного проспекта в глубину квартала. Перед ним был запроектирован сквер, ниспадающий террасами на падающем рельефе. Восьмиэтажное здание значительного масштаба заняло «дворцовое» (парадное) положение в системе не только площади им. Я. М. Свердлова, но и всей застройки южной части Красного проспекта. Но, тем не менее, оно закономерно подчеркивает главную роль здания Крайисполкома (облисполкома) в системе всего ансамбля, отступая на второй план, оттеняя строгость его форм, монументальность, господствующее расположение его на открытых пространствах площади.
«Дворцовое» расположение здания в системе сложившейся застройки потребовало от А. Д. Крячкова разработать симметричную композицию фасада, выходящего на Красный проспект, и одновременно усложнить его силуэт и пластику стеновых ограждений. Занимая парадное положение, 100-квартирный дом обогащает весь ансамбль зданий на площади сложной группировкой своих объемов, цветовым мажорным колоритом, преувеличенной насыщенностью декоративными формами и некоторой тяжеловесностью своих масс. Но эта пластическая тяжеловесность композиции в какой-то мере здесь уместна, так как велики открытые пространства площади, сильно расчленена и разномасштабна застройка по ее периметру. Дом «держит» пространство в определенной гармонии между пространством и своей массой, цветом, тяжеловесностью пластики, не давая воспринимать открытость пространства как «пустое место».
В разработке пластики композиции в деталях фасадов А. Д. Крячков, видимо, руководствовался приемами композиций в архитектуре жилых домов французского архитектора, известного мастера Огюста Перре (например, дом на улице Ренуар в Париже). На вопрос: «В каком стиле построен 100-квартирный жилой дом?» — сам архитектор отвечал: «Во французском неоклассицизме». В первоначальном проекте декор фасадов здания был более умеренным. Однако в 1934—1935 годах архитекторам были даны руководящие директивы, требующие незамедлительных изменений в проектах в сторону декоративного обогащения внешней архитектуры строящихся и уже выстроенных сооружений, более широкого применения декора классицизма. Строительство «100-квартирного» жилого дома крайисполкома было завершено в 1937 году.